Кстати, да | #ШОУ_БИЗНЕС

Как работает концертный бизнес в России и в украине?

Интервью с CEO концертного агентства ArtProduction Алиной Любезной
— Что на сегодняшний день представляет собой твоя деятельность? С чем каждый день ты сталкиваешься, с кем говоришь, что вообще делаешь?
— На самом деле, это довольно обширная сфера деятельности, и уместить её в одно предложение, мне кажется, невозможно. Целый день ты проводишь на телефоне. Общаешься с огромным количеством людей: это площадки, артисты, организаторы, билетные операторы... То есть твоя работа – это по сути общение со всеми людьми, нахождение компромисса, с кем бы то ни было.
И первыми, кому я проводила концерт, были Scorpions. Я не знала вообще ничего, «райдер» для меня было иностранным словом, которое я не могла перевести.
Алина Любезная
CEO ARTPRODUCTION
— Многие мечтают попасть за кулисы, взять автографы у известных артистов, которых они ежедневно слушают. С чего ты начиланала?
— Это достаточно интересная история. Необходима была работа, необходимы были деньги, позвонила знакомому, тот предложил пойти в концертно-театральное агентство. Я пришла работать в самую большую на тот момент компанию в Украине, которая делала туры больших артистов, как российских, так и зарубежных. Так все и началось. Эта компания занималась не только организацией концертов, но и продажей билетов, что тоже интересно. То есть я видела весь процесс становления концерта. И первыми, кому я проводила концерт, были Scorpions. Я не знала вообще ничего, «райдер» для меня было иностранным словом, которое я не могла перевести. Я вообще ничего не понимала. С этого все и началось. А когда ты попадаешь в этот мир, видишь, как все устроено, ты не просто приходишь на концерт и получаешь удовольствие, а получаешь его от процесса. И ты наблюдаешь эти шаги, а их огромное количество, до самого выхода артиста на сцену.
— Получается ты строила свою карьеру 10 лет, не долго ли для этого бизнеса?
— Смотря какую карьеру ты хочешь в этом бизнесе построить. Он в любом случае рассчитан на связи и на дружеское отношение. То есть если ты, к примеру, находясь в позиции организатора, подружился с менеджером артиста, с продюсером, к тебе и дальше будут обращаться. Здесь все рассчитано на человечность. Твои профессиональные качества конечно же важны, но изначальный уровень доверия – это исключительно человечность, насколько ты готов откликнуться на любую просьбу, от «Можете, пожалуйста, принести мне чай?» вплоть до «Остановите самолёт, я опаздываю».
— Давай разберемся по порядку в направлениях, кто такой тур-менеджер для артиста?
— Тур-менеджер подключается, в принципе, изначально. Как правило, есть артист, есть тур-менеджер, и дальше идёт концертный директор. Концертный директор договаривается о гастролях и дальше уже переключает общение с организаторами на тур-менеджера. А тот занимается абсолютно всем: логистикой, утверждением гостиницы, транспорта, суточных, питания. Он как бы связующее звено между организатором и самим артистом. Он в курсе всех пожеланий и нюансов артиста, то есть того, что именно артисту нужно помимо, потому что не всегда все в райдере прописано.
— А организатор - это кто? Я могу им быть?
— Ты можешь стать организатором, если у тебя есть все рычаги, выходы на билетных операторов, ты раздаёшь билеты для продажи, арендуешь площадку, где будет выступать артист. И вот тебе нужен этот артист. Ты связываешься с концертным директором, он тебе подтверждает дату и дальше все переключает на тур-менеджера. И нюансы касательно райдера уже обговариваются с ним. А тур-менеджер согласовывает это с артистом и дальше сопровождает его непосредственно на гастролях.
Группа DABRO во время гастролей в Украине
— А с одного концерта можно нормально так заработать?

— Это такое «пятьдесят на пятьдесят», то есть если ты берёшь раскрученного артиста.

— Условно, я хочу быть организатором и пригласить Диму Билана, сколько это может мне стоить?

— Он стоит дорого, я думаю, не меньше тридцати тысяч евро. И это только его гонорар. Плюс на выезде человек пятнадцать-двадцать, технически-бытовой райдер... Ну, ты можешь заработать, а можешь и не заработать. Все зависит, на самом деле, от цены билета и от места, куда ты его приводишь. Поэтому всегда таких крупных артистов лучше брать пулом городов. Потому что на одном городе ты можешь выйти хотя бы в ноль, на другом выйти в минус, а на третьем — в плюс. Соответственно, покроешь тот минус, и где-то у тебя ещё будет минимальный заработок.
— Я правильно понимаю, что до конца сам организатор не знает заработает ли он на концерте?
— Конечно же, изначально все просчитывается: вал (распоясовка), цены билетов, расходы. Это считается, и конечно же ты делаешь этот вал так, чтобы при пятидесяти процентах у тебя был хотя бы ноль. Это идеальный вариант. А все, что свыше, идёт уже заработок. Но до конца ты никогда не знаешь, сработает это или нет. Потому что могут быть слишком высокие цены на билеты, либо, к примеру, ты берёшь дату восьмое марта (это крутая дата, которая продаётся абсолютно всегда), и ты ставишь Диму Билана. Но седьмого марта выступает Филипп Киркоров, к примеру, и он забирает всю эту аудиторию. Поэтому на Диму Билана у тебя никто не приходит, потому что все сходили на Киркорова.
— Часто зрители возмущаются, что артисты зазнались и берут такие бешеные деньги. Мы все знаем, что Алла Пугачева в Москве стоила порядка ста ста-пятидесяти тысяч за билет. И понятно, что в регионах они тоже дорогие. Кто решает, сколько стоит билет на концерт?
— Обычно решает организатор, конечно же. Потому что у него есть все просчёты, смета расходов. Исходя из расчетов, организатор делает цену на билет. Но артист, особенно большой артист (сейчас обычно в Америке такая практика), всегда запрашивает, какие цены, запрашивает, количество проданных по ним билетов, для того, чтобы понимать: a) заработал ли организатор, б) возможно, нужно сократить гонорар и c) возможно, нужно что-то вместе делать с организатором для того, чтобы билеты продавались. В Россию и в Украину тоже сейчас пришла эта практика, но, в любом случае, изначально формирует цену организатор, а артист, если видит, что цена достаточно высока и что по ней люди могут не купить билет, может пойти навстречу и снизить гонорар. Либо сократить какие-то расходы.
— На ком будет лежать вина если концерт отменится? И кто должен возвращать деньги за купленные билеты?
— Смотря какова причина отмены концерта. Если организатор не выплатил гонорар (а по контракту, который заключается перед выходом в продажу, выплачивается гонорар, как минимум за две недели до мероприятия), если организатор его не выплачивает, артист в праве отказаться от выступления. Он имеет на это полное право. Соответственно, абсолютно все риски и потери, возврат билетов лежат на организаторе. Но если он все выплатил и по каким-то причинам артист отказывается, то все решается, как правило, в судебном порядке. Но договора с билетными операторами заключает именно организатор. В этом случае он ответственное лицо и обязан вернуть деньги. А как это сделать, забрать часть денег у артиста или нет, они решают в личном общении или через суд.
— Ты сказала, что такая практика изначально появилась у американцев и в России у некоторых артистов: проверять, сколько стоит билет, потому что все таки нужно думать о тех, кто ходит на твои концерты. Вот если проверять, может и гонорары нужно снижать? Как ситуация обстоит с гонораром, насколько у артистов адекватные цены, в том числе, для нашего рынка, для стран СНГ, для Украины?
— Есть артисты, у которых действительно адекватные цены, которые понимают всю затратную часть организатора, что непосредственно их концертная деятельность зависит от организатора, соответственно тот должен не попасть в минус, а заработать, чтобы потом пригласить ещё раз на концерт. Есть такие артисты, которые понимают. Большинство артистов этого не понимают, они получают фиксированный гонорар, и им вообще плевать, что там у организатора происходит. Это конечно очень печально, но пока так. 
— Что помимо гонорара входит в затратную часть?
— Реклама, проживание, питание, проезд, местный транспорт в городе, в который ты пребываешь, вип-проходы, которых всегда огромное количество, бизнес-классы, экстраситы (отдельное место для габаритных музыкальных инструментов)  в самолете – это же все, в принципе, большие расходы, оно выливается в одну смету. 
— С учетом такого количества расходов, сколько нужно таких концертов провести, чтобы заработать?
— Ну, ради одного концерта в месяц вообще не стоит влезать в эту историю. Как минимум, в месяц должно проходить три-четыре. Таким образом, у тебя какой-то концерт в минусе, какой-то в плюсе. Ты это все перекрываешь. Только так. Один концерт не решает вообще ничего. Должно быть даже может быть, не качество, а именно количество.
— Допустим, я решу пригласить, опять же, Диму Билана. Каким образом я даю какие-то гарантии, что заплачу ему и не кину людей, которые купили билеты? Как и могут ли мне довериться и согласиться выступать? 
— Могут. Но в основном к организаторам, которые ещё не заработали никакую репутацию, новым, абсолютно свежим, относятся с большим недоверием, потому что сейчас ты есть и можешь кинуть какую-то предоплату, но через месяц исчезнуть. Здесь с большими артистами достаточно сложно. А новые артисты, конечно, без проблем соглашаются, потому что им необходима наработка, нужно начинать гастрольную деятельность, они едут. С большими артистами лучше иметь букинг-агента, который является гарантом и выступает посредником. Для артиста он гарант того, что все выплатят и концерт состоится, а для организатора – того, что артист согласится приехать именно к нему. 
— Какую функцию выполняет букинг-агент, если у артиста есть директор, менеджер и так далее?
— Это человек, который позвонит менеджеру артиста и скажет: «Слушай, есть предложение поехать в Челябинск вот за такие-то деньги. Поехали», - и все. И менеджер, зная уже этого агента, ответит: «Ладно, под твою ответственность, поехали». Для этого такие люди нужны. Так они тоже зарабатывают, и для ноунеймов-организаторов эти агенты важны, потому что они могут получить, в принципе, любого артиста. Букинг-агент не относится никак к артисту. Он такой блуждающий посредник среди всех. А у самого артиста есть ещё концертный директор, тур-менеджер, возможно, личный ассистент и т. д., только потом артист. У тебя доступа как такового к нему нет. Если это большой артист, ты к нему самому не пробьёшься.
Понимаешь, там такие люди работают, актеры. МХАТ по ним плачет. Они умеют рассказать такое, что, к примеру, я не могу. И настолько внушительно тебе это рассказывают: что звонят из Департамента культуры и ждут именно вас, под вас уже забронировано место, вот столько-то и столько-то стоит, деньги туда-то и туда-то.
— Все считают прибыль и понимают, что, каким бы творчеством артист не занимался, он зарабатывает деньги. Если бы никто не покупал билеты, то никто бы не смог получать таких гонораров. Каким образом продавать сегодня билеты? Может, ты дашь какой-то универсальный совет и расскажешь, по каким каналам происходит продажа билетов?
— Есть основная продажа билетов, через билетных операторов. Соответственно, это сайт и онлайн-покупки билетов. Кассы, которые офлайн, ещё существуют, но их достаточно мало, как в России, так и в Украине. А есть ещё один прекрасный способ, которым пользуются не все. Точнее, кроме одного человека, насколько я знаю, им больше не пользуется никто. Наверно, это все-таки не холодные, а горячие звонки. Ты звонишь, рассказываешь о мероприятии и продаёшь билеты. 
— Ну подожди, неужели есть такие люди? Например, периодически звонят и говорят, что приглашают на какой-то спектакль... и что, ты сразу бросаешь трубку или говоришь: «Спасибо, не надо». Неужели покупают?
— Вот есть же такое правило (не знаю, как оно называется), но пусть будет «правило десятки», да? Это значит, девять человек тебе откажут, а десятый у тебя купит. Так вот, это работает по сей день. То есть какие-то поколения помоложе скажут: «Извините, неинтересно» и отключат, а поколение, сорок-плюс, почему нет? Это старый дедовский способ: ты купил билеты, их привезли домой, ты оплатил. И билеты у тебя на руках. 
— А что, вот мне говорили, что звонят и приглашают из Министерства культуры. 
— Ну вот, к примеру. Какое Министерство культуры? 
— Ну я-то понимаю, что это какой-то лохотрон, поэтому кладу трубку, но есть же люди, которые могут в это поверить. 
— Конечно, которые слышат, что это Департамент культуры, не знаю, Правительство Москвы...
— Нет, ну если меня приглашают, я не должен платить. У меня такое сразу срабатывает. 
— Понимаешь, там такие люди работают, актеры. МХАТ по ним плачет. Они умеют рассказать такое, что, к примеру, я не могу. И настолько внушительно тебе это рассказывают: что звонят из Департамента культуры и ждут именно вас, под вас уже забронировано место, вот столько-то и столько-то стоит, деньги туда-то и туда-то. И они так это рассказывают, давят на человека, но при этом, по сути, ничего плохого не делают. Просто приглашают посетить массово-культурное мероприятие.
— То есть это, получается, какая-то наличность?
— Как правило, да. Наличными, либо переводом на карту, то есть курьер не ездит с терминалом. Таким образом, ты покупаешь билет. 
— Какая возрастная категория людей соглашается на покупки таким образом? 
— Я думаю, что это сорок-плюс. Но на самом деле, это просто крутейшая схема, и людей, которые так работают и так продают билеты, обучают это делать. Ты не просто приходишь с улицы. Это целый процесс, подготовка к тому, чтобы ты мог продать. И ты целый день сидишь, обзваниваешь и продаёшь. 
— Это работает только в России или в Украине тоже? Как это устроено? 
— Это работает и там, и там. Может быть, началось где-то в другом месте, но я знаю эту историю из России, потом она пришла в Украину, и сейчас есть в обеих странах. Она до сих пор работает, и мне кажется, будет работать вечно. 
— Ну а сколько лет ты уже наблюдаешь именно такой способ продажи?
— Десять лет этот формат существует, и он достаточно прогнозируемый и прибыльный. 
— Есть разница, что продавать в таком формате? Условно, какого-то молодого артиста можно продавать таким способом? 
— Таким способом, скорее всего, удобнее продавать, например, спектакли, где аудитория идёт тридцать-плюс. Либо какие-то концерты, где возраст такой же. То есть какого-нибудь... HENSY, у которого аудитория начинается с шестнадцати, не продашь таким способом, естественно. Это только интернет-продажи. А там, где тридцать-плюс, стопроцентные телефонные звонки.
— Скажи, а есть какие-то гарантии, что вернут деньги, если концерт не состоится?
— Вообще, обязаны вернуть, естественно. А возвращают или нет, это уже вопрос абсолютно другой. Здесь все уже зависит непосредственно от организатора. Как правило, если идёт реальный перенос, не мошеннические действия, то артист у себя на официальных страницах размещает пост: «Извините, по таким-то причинам вынужден перенести концерт». Тогда это абсолютно правдивая информация и нет никакого мошенничества. Если же артист не размещает эту информацию, и вы слышите ее только от организатора или билетных операторов, тогда да, стоит задуматься.
...у Бритни Спирс в райдере было обозначено, что в ее гримёрке должна стоять пиала с M&M`s только жёлтого цвета. И это такая проверка...
— Мы знаем про все эти звездные болезни, с учетом того, что более пятидесяти процентов стоимости их райдера… что туда вообще может входить? Я знаю, что у Нагиева есть массаж, например, в перерывах между съемками, и это обязательное условие. Вот насколько это приятные личности?
— Слушай, вот по поводу райдера, есть кое-что интересное. И это кстати придумали американцы. Они вообще крутые в этом отношении: у Бритни Спирс в райдере было обозначено, что в ее гримёрке должна стоять пиала с M&M`s только жёлтого цвета. И это такая проверка. То есть, если организатор поставил в гримерку пиалу с драже только жёлтого цвета, значит он крутой, прочитал весь райдер и сделал. А если вообще никто не заморочился на эту тему, ну, хреново прочитали райдер. Всё, значит, надо ждать подвоха во всех пунктах.
— Я, кстати, слышал про то, что у российского артиста, Лолиты, есть в райдере такой пункт: “Ока”. Встречать её должна, помимо Mercedes, машина Ока. Это тоже является некой такой проверкой. Это правдивая история? И можно ли её, например, опустить в момент организации?
— Конечно можно. В принципе, многие артисты (вот видишь, российские уже тоже начали), делают так специально, потому что, к примеру, организатор читает райдер и видит, что там ещё Ока нужна, помимо S-Класса. Он звонит тур-менеджеру и говорит: “Слушайте, а тут Ока нужна. Она точно нужна, либо можно без неё обойтись?» – и тогда человек понимает, что райдер читается. А если тебе никакой вопрос не задают, и, по их примеру, нет этой Оки, может быть очень много проблем.
— Ещё очень интересный момент… Наверняка ты замечаешь в работе с артистами помимо Оки, M&M`s (хотя очень круто про Бритни Спирс), что ещё такого интересного и необычного могут попросить артисты? Может быть один-два примера ты знаешь, что за твою практику случалось? Что-то прям из ряда вон выходящее, что вроде как обычная история, но странно, почему нельзя себе самому, например, это приобрести?
— Есть, конечно, из ряда вон выходящее, но это, наверное, нельзя рассказывать…
— Давай я что-то расскажу, потому что я что-то знаю, а ты можешь просто кивнуть.
— Ну, может быть, намекни, а я кивну, можно это говорить или нет.
— У Лабоды есть такая часть, скажем так, одежды, которую, меня возмутило, что необходимо приобретать именно организатору. Носки, давай уже скажем.
— Да, носки. Но если логически подумать, то в принципе это тоже нормально. К примеру, у тебя двадцать городов в туре, но ты не можешь взять огромное количество носков, не знаю, маек, потому что у тебя в чемодане ещё костюмы, косметика и т.д. Поэтому они просят, естественно, это докупить. Это нормально. У Просто Леры, к примеру, тоже самое: у неё майка Adidas должна быть.
— Почему Adidas?
— Потому что ей нравится Adidas, и когда выезжает в тур, она так же не может взять с собой огромное количество вещей, а на сцену каждый раз надо выходить в новом. Поэтому она реально надевает эту майку Adidas, которую ставят в гримерку. Предварительно согласовываются, она говорит: “О, супер вообще, берём вот эту”. И надевает ее на концерт.
— А насколько все эти моменты учитываются самим артистом? То есть они, возможно, давно когда-то составили райдер. А когда они приезжают на сам концерт, насколько это важно, будет ли являться неким триггером для того, чтобы устроить скандал и пожаловаться своему директору? Как часто такое происходит и происходит ли в принципе?
— Да, такое происходит и достаточно часто. Потому что, в принципе, всё то, что прописано в райдере, ты должен выполнить. Если у тебя есть какие-то вопросы, ты можешь это обсудить с менеджером артиста: можно ли это заменить, либо ещё что-то, но, по сути, всё должно быть выполнено, иначе может быть скандал. Все зависит от артиста. Насколько звездный артист, насколько он склонен к подобным вещам.
— Есть ли какая-то практика или стажировка, куда ты можешь, находясь, не знаю, в Москве или в Киеве, обратиться для того, чтобы как-то поднатореть и научиться работать с артистами, и тебя смогли бы подпустить вообще к этой деятельности? Может быть, у тебя в компании «Art Production» есть какие-то стажерские функции, которые может кто-то выполнять для того, чтобы набраться опыта, или к этому бизнесу не подпускают совсем, чужих, сторонних людей, тех, кто не понимает?
— Нет, это все возможно, так как, грубо говоря, организатор часто использует бесплатную рабочую силу. Это студенты, которые хотят приблизиться к миру искусства. Их берут в качестве бегунцов, которые «приди-подай, сделай то, сбегай туда, возьми то». Но это так же достаточно опасно, потому что, когда ты ещё незрелый и попадаешь в закулисье, особенно если это артист, который тебе нравится, то у тебя что-то происходит в голове, и очень часто это создаёт проблемы. У нас было такое со Scorpions. У них причём в райдере прописано: «Ни в коем случае никаких фанатов». Фанаты не должны работать за кулисами, потому что они неадекватные.
— И что произошло?
— Мы были во Львове на гастролях, и никто не знал, что этот человек является фанатом, он был переводчиком. И встречал в аэропорту как фанат. А на следующий день пришёл работать на площадку как переводчик. Тур-менеджер его заприметил ещё в аэропорту и увидел на площадке. Это был грандиозный скандал, ор, и его с охраной вообще выводили.
— А почему нельзя? В чем опасность?
— Фанаты… если ты реальный фанат, ты хочешь прикоснуться к своему кумиру. Ты не работаешь, ты ищешь повод до него дотронуться, поговорить с ним. А артиста это раздражает, особенно большого артиста. Большие артисты вообще по сути… их нельзя трогать. Есть специальное время, когда они выходят и фотографируются с фанатами и общаются с ними. И это все.
— Кстати, мы тогда не договорили про эту разницу, и с учетом того, что ты работала и очень большими иностранными артистами и работаешь с русскими, не самыми последними, а иногда очень популярными, как Темникова и т.д. Скажи, насколько отличается отношение к аудитории, к тем, кто тебя слушает? Насколько они отзывчивы, и есть ли какая-то разница между американскими и российскими музыкантами, украинскими?
— Разницы нет. Просто если ты большой артист и понимаешь, что у тебя огромная армия фанатов, которые пришли к тебе на концерт, и они, в принципе, все хотят тебя потрогать, сфотографироваться с тобой и пообщаться, для этого есть «Meet&Greet», который делается после концерта или, как правило, до. Так и билеты подороже стоят, и тебя заводят в отдельную комнату, где ты с артистом можешь минут пятнадцать реально пообщаться.
— Я полагаю, ты являешься неким гарантом как раз на украинском рынке, потому что ты там долго работала и сейчас живёшь на две страны. Скажи, чем отличаются эти два рынка? То есть я знаю, что все относятся очень плохо к тому, что сегодня российские артисты не могут проехать в Украину, а украинские - в Россию выступать. Сейчас в силу того, что у нас происходит в странах, со многим слушатели просто не согласны, а артисты при этом оказались в такой ситуации.
— Рынок Украины достаточно сильно пострадал. Есть очень классные украинские артисты, которые собирают стадионы. Но, на самом деле, как бы я не любила Украину, украинский шоу-бизнес, их можно перечислить на пальцах одной руки. В России, конечно, их гораздо больше. И шоу-бизнес в России развит гораздо лучше, чем в Украине. Поэтому зрители сильно пострадали, они очень хотят видеть российских артистов. И практически все российские артисты, которым сейчас удаётся заехать в Украину, собирают залы. Потому что украинцы соскучились, очень сильно. Но проблема в том, что на территории Украины не так много прокатчиков, организаторов, как в России, и они все друг друга знают. Они все перебивают друг другу цены, и российский артист думает: «Круто, я в России езжу за одну цену, а в Украину я еду, и у меня гонорар в три-четыре раза больше».
— Но ведь все это сказывается и на билетах потом? То есть организатор, получается, может быть, не понимая, что сейчас происходит на российском рынке из-за того, что некая блокада...
— Блокада произошла. Они не понимают, да.
— И ты являешься тем человеком, который может адекватно оценить это. Вообще, на самом деле, это кощунственная история: если тебя пускают в Украину, зачем ты будешь в три раза выше ставить цену, хотя лететь тебе туда буквально…
— Очень долго уже. Ты с пересадками летишь. Но я не считаю это кощунством со стороны артиста. А почему? Если ты называешь цену, а дальше тебе звонит другой организатор и говорит: «Слушай, а я готов тебе взять на десять тысяч больше». Почему ты не согласишься?
— Но ведь как у нас в рекламном бизнесе: если я застолбил режиссёра, этот режиссёр не может пойти от другого продакшна работать. Он будет работать от меня, независимо от того, сколько ему предложат в других продакшнах, иначе он попадёт в чёрный список. Как это так работает в вашем бизнесе? Так могут до бесконечности предлагать.
— Если ты подписал эксклюзив, то конечно, ты не имеешь права называть другие цены и идти к другим организаторам. Но если ты ни с кем не подписал эксклюзив, и ты в свободном плавании, тебе звонит один организатор и называет одну цену, а через неделю звонят другие организаторы и говорят: «Ну очень вас хотим. Вот, мы готовы на десять тысяч больше платить…»?
— Последствия такие, что ни организатор не заработает, потому что это не окупится…
— Да, ни артист не приедет. Один раз, и больше он не приедет, потому что у него уже есть планка, по которой его взяли в первый раз в Украину. Соответственно, во второй раз его не возьмут по такой цене, а он ее снижать уже не очень хочет. Потому что как ты ее в два раза снизишь, ты же большой артист. Поэтому страдает и артист, и организатор, который, заплатив большую сумму и выиграв это, как на аукционе, по итогу в минусе.
— У меня еще сложилось такое впечатление, что все российские артисты стремятся все-таки поехать в Украину, а украинские даже не пытаются въехать на территорию России. Правильное у меня возникло ощущение? Что они там приняли определенную позицию власти, а здесь все-таки еще есть попытки пройти границу, выступать для аудитории. Почему это так и на самом ли деле это так?
— Ну да, на самом деле это так. Мне кажется, что именно украинские артисты приняли такую позицию потому, что мы все знаем, что говорят в Украине по поводу России, это во-первых. А во-вторых, мне кажется они думают, что могут заехать в Россию, да, такие как Monatik, Макс Барских, Дорн. Они правда сюда периодически приезжают. Они здесь соберут, проедут, заработают, но на этом всё. А в Украине они стали народными, и у них вдолгую идет работа, поэтому они не хотят это портить. Они съездят один раз в Украину (по логике должно быть «в Россию»), их лишат народности, и к ним на концерт больше никто не придет.
— То есть все-таки здесь меньше какого-то контроля в этом плане? Артист не страдает из-за того, что он в Украину не едет?
— Народный артист не поедет в Украину выступать, потому что у него точно так же потом начнутся проблемы здесь. Ну конечно, это еще и личное дело каждого, кто с патриотизмом к чему-то относится, но если ты возьмешь народного артиста, к примеру, не певца, а актера, того же Миронова, он не поедет, как бы сильно ни любил Украину. И хотя до этого он ездил, прекрасно там зарабатывал и собирал полные залы, сейчас он никогда не поедет в Украину, потому что он народный артист Российской Федерации.
PS: - Коллеги, блогеры и журналисты, использование всех элементов интервью на сторонних сайтах разрешается, только в случае цитирования и упоминания источника с прямой ссылкой на сайт. Спасибо за понимание!

Евгений Лошак
автор проекта